Дополнительные материалы


Главная
Планшеты
Трансформеры
Мольберты
Грунт. оргалит
Палитры
Хлопушки
Прайс-лист розница
Доставка
Услуги
Разное
Контакты
Дополнительные материалы
печать на холсте
Натюрмортные столики
комплект живопись
Школьные доски
Дополнительные материалы

ХОЛСТЫ И ПОДРАМНИКИ

В основном использование холста рекомендуется при письме маслом, но можно его использовать и при письме темперой, гуашью, акварелью или пастелью. Лучшими считаются холсты из пеньки (парусина) и льняной суровой или бе¬леной ткани, выработанной из толстой пряжи без рисунка. Для небольших кар¬тин подходят легкие холсты, для крупных картин рекомендуют тяжелую ткань. Холст натягивается на подрамник, деревянный остов, сделанный с соблюдением определенных правил. Главное — чтобы ткань была плотно натянута и на ней не образовывались складки. Для больших холстов существуют специальные складные подрамники. Но все же предпочтительнее писать картину на холсте с временным подрамником и лишь на заключительном этапе установить холст в постоянный подрамник. Прежде чем закрепить холст в подрамнике, желательно проложить бумагу, смоченную в скипидаре или керосине. Это делается для того, чтобы ткань при грунтовке не терлась о дерево. Пожалуй, лучшим способом подготовки холста яв-ляется его закрепление на временном подрамнике, причем последний должен быть несколько большего размера, чем основной. Закончив грунтовку холста, его снимают с временного и устанавливают на основной подрамник. При установке холста на подрамник следует обратить внимание на уточную нить ткани: нить должна располагаться прямо (либо вертикально, либо горизонтально). Сначала фиксируется одна сторона холста, затем другая и соответствен¬но противоположные стороны. Для натягивания холста используют специальные щипцы с плоским зажимным устройством. Если холст недостаточно натянут, на нем образуются складки. Следует иметь в виду, что не надо очень туго натягивать холст, его поверхность должна быть ровной и гладкой. Подрамники больших размеров надо хорошо закреплять, подрамники овальной или круглой формы должны отвечать основным требованиям.

ПОДГОТОВКА ХОЛСТА К РАБОТЕ

Существуют холсты с различной степенью впитывания: мало впитывающие, со средней впитывающей способностью и хорошо впитывающие. Поверхность хорошо впитывающих холстов подготавливается при помощи мела и клея. Не рекомендуется использовать подобные холсты для масляной живописи, так как они разжижают краски, в результате они теряют яркость, растрескиваются и изменяют цвет.| Холсты с хорошо впитывающей поверхностью больше подходят для нежирной темперы и гуаши. Хотя некоторые художники специально используют подобные холсты для масляной живописи, так как они «пьют» краски, привнося матовый оттенок. В этом случае художники в целях сохранения матовости избегают лаков. Само собой разумеется, написанные таким способом картины недолговечны. При подготовке холста обычно берут либо клей Тотин, либо желатиновый клей. Лучшим по качеству является желатиновый клей, используемый в бактериологии, в виде порошка или небольших прозрачных кусочков, которые при опускании в воду быстро впитывают ее. Следует избегать медицинского желатина, так как он может содержать вещества, вредные для картины. Рыбий клей при условии, что он натуральный, вполне может применяться при подготовке холстов и деревянных панно. Нежелательно использование столярного клея, так как из-за возможного содержания жиров и извести он является слишком крепким. Клей на несколько часов помещают в воду из расчета 60 г клея на 1 литр воды. Клей растворяют на водяной бане или на слабом огне, постоянно помешивая содержимое деревянной палочкой. Затем в раствор добавляют немного патоки или сахара, это делается для придания эластичности. Следует нанести еще теплый раствор на две стороны холста и дать ему высохнуть на воздухе. Далее готовится раствор из масла и клея: для этого в сосуд в виде порошка кладется мел Меudon ИЛИ мел без желтоватых примесей, добавляется немного теплого клея. Содержимое надо постоянно размешивать деревянной ложкой, чтобы не образо¬вывались сгустки. Через некоторое время добавляется следующая порция клея. Не забывайте размешивать массу. Когда смесь станет густой и однородной, ее, еще теплую, следует при помощи плоской кисти или щетки нанести на холст (на лицевую сторону). Затем дать высохнуть. Если результат вас не устраивает, мож¬но нанести второй слой, возможно, и третий. После полного высыхания холст надо отполировать, не оставив никаких неровностей. В таком виде холст готов для письма темперой или гуашью. Для масляной живописи подобная поверхность слишком абсорбирующая. Следует использовать цинковые белила, разведенные в масле, или лак-мастику. Для письма маслом больше подходят холсты с мало впитывающей поверхностью, но некоторые художники предпочитают обрабатывать холсты мелом, клеем, небольшим количеством льняного масла и с бычьей желчью. В настоящее время при подготовке холста часто применяются мел и винавил (vivavil) с водой. В принципе холст, обработанный при помощи мела и клея, может быть использован для работы сразу после высыхания. Если же при обработке были добавлены масло или жирный лак, следует подождать несколько дней — грунт должен высохнуть полностью, в противном случае краски будут менять цвет. Желательно внутреннюю сторону холста покрыть тонким слоем смеси мела, клея и антисептика, например 5%-ной сулемой. Если художник намерен работать на цветном грунте, следует учитывать, что процесс подготовки, о котором говорилось выше, должен пройти все стадии. Затем поверхность холста покрывается смесью клея или масла с цветным порошком, смешанной с раствором мела и клея. Краски могут сразу, без предварительной обработки, накладываться на холст. Краски в виде порошка следует смешать с винавилом и водой или лучше с раствором крахмала или мела Меudon. Предварительно надо разбавить краски чистой водой в таком количестве, чтобы смесь получилась мягкая, по консистенции напоминающая сливочное масло. Затем эту массу кладут на палитру, добавляют подготовленный крахмал. Краски должны быть в меру жидкие, не должны капать с кисти. В то же время следует иметь в виду, что слишком густые краски со временем растрескиваются и, высыхая, отстают от холста. Расписывая кулисы или рекламные щиты, на холст можно наложить вместе смесь краски в виде порошка — с гуммиарабиком, клеем (желатиновым, ихтио¬ловым, казеиновым), клейстером или яичным желтком.

ПОДГОТОВКА ДРУГОГО ВИДА ПОВЕРХНОСТЕЙ

Для написания маслом картин небольшого размера, набросков, эскизов, широко используют многослойную фанеру из тополя, липы, березы и прессованные материалы из хорошо выдержанных деревьев. Они должны быть хорошо обработа-ны с обеих сторон при помощи мела, клея, грунтовочного лака или просто лака. В противном случае с течением времени поверхность станет неровной, потеряет форму. Некоторые художники отдают предпочтение серым холстам из пеньки или льна и грунтуют их поверхность грунтовочным лаком, цинковыми белилами или смесью мела и клея. Можно рисовать и на бумаге. Предварительно необходимо провести подготовительную работу — с двух сторон листа нанести жирный или полужирный лак или же смесь клея (животного происхождения, лучше — кролик) и бычьей желчи. В качестве опоры при занятии масляной живописью можно использовать металлические пластины — из алюминия, меди, цинка, железа, а также пластины из стекла, кожи, ткани, терракоты и т.д. Алюминиевые пластины очень удобны и практичны. Их следует протирать спиртом, промывать луковым или чесночным соком. Готовить к работе медные пластины надо следующим способом: сначала протереть порошком пемзы, затем наложить слой теплой смолы, мастики, смешанной с равным количеством скипидара и орехового или льняного масла. Есть и другой способ — медную поверхность смазать подогретым скипидаром или бензином, затем хорошенько протереть ее тряпкой, смазать соком чеснока или лука и, когда поверхность высохнет, можно приступать к работе. Такой способ подходит и для других металлических поверхностей. Стекло следует протереть спиртом или эфиром, затем бычьей желчью, соком чеснока или лука и дать высохнуть. Каменную или терракотовую поверхность надо покрыть двумя слоями жирного лака или грунтовочного лака. Восковая живопись может выполняться масляными красками, но не следует использовать разбавители, сделанные на основе скипидара или керосина, так как они растворяют воск. Можно применять и суданские красители. Предназначенную для росписи ткань следует подготовить надлежащим образом. Лучше использовать раствор — кусочки каучука растворить в бензоле, из-за масла, входящего в состав красок. Что касается ворсистых или бархатистых тканей, им не нужна особая подготовка. Но не следует использовать жирные краски. Шелк и атлас можно обработать 25%-ным раствором квасцов. При письме на таких тканях, как шерсть, хлопчатобумажные ткани, полотно, натуральный и искусственный шелк, следует использовать готовые краски без всяких добавлений.

СМАЧИВАНИЕ БУМАГИ

Бумага увлажняется с двух сторон при помощи губки или плоской кисти. Делать это надо осторожно, не следует сильно тереть поверхность бумаги. Затем надо дать стечь излишку воды. Далее бумагу надо закрепить на доске. Для этого отги-бают края и промазывают их густым раствором гуммиарабика (лучше — клейстером) примерно на один сантиметр. Подготовленная таким образом бумага, высохнув, хорошо натягивается. Можно закрепить бумагу таким образом: отогнув края, бумагу смачивают с обеих сторон, затем разглаживают на рабочем столе и закрепляют. Можно приобрести бумагу для акварели, уже прикрепленную к картону, это очень практично. Перед тем как приступить к работе, достаточно смочить лицевую сторону и подождать немного, чтобы краски не расплывались. Выполняя на бумаге предварительный рисунок, следует брать мягкий карандаш, чтобы на уже готовой картине не оставалось следов. Рисунок предпочтительнее выполнять до натягивания бумаги. Если возникает необходимость что-нибудь подправить в рисунке, лучше использовать хлебный мякиш или мягкий ластик для того, чтобы не испортить бумагу. Водяной знак фирмы стоит на лицевой части бумаги. Вода, которой разводят краски и смачивают бумагу, должна быть абсолютно чистой. Некоторые предпочитают использовать в этих целях дистиллированную воду. Честно говоря, я не вижу в этом необходимости. Одни художники, предпочитают воду Вибера для сохранения свежести красок. Другие, желая сделать краски более живыми или руководствуясь другими целями, добавляют к ним яичный белок, или бычью желчь, или сарколлину. Художник должен работать, пока бумага влажная, в противном случае цвета не будут сохранять прозрачность и свежесть и на бумаге будут оставаться куски краски. Если бумага установлена на раме (это лучший вариант), достаточно периодически смачивать ее с оборотной стороны.

ТЕХНИКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Прежде всего необходимо правильно, с небольшим наклоном, расположить влажную бумагу на поверхности или доске. Кисти надо полностью обмакнуть в краски. Не бойтесь, если на бумаге частично будут появляться затеки, главное, чтобы не образовывались желтые водяные пятна. Некоторые художники очень удачно используют затеки, рассматривая их как художественный метод. Сначала следует обозначить тени, затем полутона и свет. Существуют два основных метода акварельной живописи — или алла прима, то есть работа выполняется за один раз, или накладывание одного слоя краски на другой, с целью изменения цвета. Характерная особенность акварельной живописи заключается в том, что для передачи светлых цветов бумагу оставляют совершенно белой. Это особенно пра¬ктикуется при написании пейзажа или натюрморта. Мастер акварельной живописи работает быстро и уверенно, причем не на¬кладывает густые мазки, ведь основные каноны акварели — это прозрачность, мягкость, переливчатость тонов. Акварельные краски можно накладывать слоями. После того как один слой краски подсохнет, на него кладут новый. Усилить цвет легко. Многие художники, пишущие акварелью, предпочитают предварительно делать образцы на другой бумаге, — накладывая сначала один слой краски, затем следую¬щие — до тех пор, пока не получат нужную интенсивность цвета. Конечно, это тре-бует времени, так как новый слой нужно накладывать на уже подсохший. Если в результате цвет слишком усиливается, его можно ослабить, смыв кистью с водой. Чтобы убрать ненужное пятно, можно замыть его теплой водой и быстро промокнуть адсорбирующей бумагой. Затем легонько протереть это место шел¬ковым платком или кусочком замши до полного его исчезновения. Для передачи светлоты или бликов, если, на взгляд художника, незакрашен¬ной бумаги недостаточно, можно использовать китайские белила, затем чуть-чуть соскоблить их перочинным ножом.

ОДНОТОННАЯ ИЛИ ДВУЦВЕТНАЯ АКВАРЕЛЬ

На начальной стадии очень полезно делать одноцветные акварели, используя во¬дный раствор туши или чернил, сепию или обожженную тердисиену. Письмо в однотонной манере позволяет лучше понять технические особен¬ности акварельной живописи и прочувствовать светотеневые фазы. Следует приготовить три тона (по интенсивности) красок. Первый — для обозначения тени, второй для полутонов и третий для освещенных мест, максимальная освещен¬ность будет обозначена незакрашенной частью бумаги. Желательно начинать работу с изображения простых и обычных моделей — предметов домашнего обихода, цветочных ваз, фруктов. Выполнив рисунок карандашом или пером, нужно нанести немного краски, при этом освещенные места пока не трогать. После высыхания работы обозначить тень. Через некоторое время наложить более темный тон на теневую часть. Дать подсохнуть. Затем обозначить полутона. По-прежнему не надо трогать освещен¬ные места. Это делается на заключительной стадии. Можно отметить их более светлым тоном. Результаты обязательно появятся после нескольких упражнений. Очень полезно делать быстрые наброски пером и затем завершать их одно¬тонной акварелью, обращая внимание на переходы светотени. Когда художник приобретет опыт, работая с одноцветной акварелью, можно постепенно переходить к двуцветному изображению. Возьмите коричневый Ван¬дик и натуральную тердисиену, или зеленую и желтую, или красную и синюю краски. Накладывая краски, следует учитывать, что наиболее светлые тона рас¬полагаются в освещенных частях, более темные — в тени. При помощи кисти, смоченной в воде, наметьте переходные моменты от света к тени. МНОГОЦВЕТНАЯ АКВАРЕЛЬ Когда художник приобретет достаточный опыт, работая с однотонными и дву¬тонными акварельными красками, можно двигаться дальше. Для начала предпоч¬тительнее выбирать простые и хорошо известные модели. Следует внимательно работать над выписыванием собственных и падающих теней. Всякая собственная тень самого предмета всегда дает падающую тень, и она, как правило, более рельефна и обозначается более темными красками по сравнению с собственной тенью. Всегда надо помнить, что светотеневые отношения вдыхают в ваш рисунок жизнь, движение, экспрессию. Сначала сделайте быстрые предварительные наброски мягким карандашом, при этом не акцентируйте внимание на мелочах — к ним вы вернетесь позже. Вначале рекомендуется работать в помещении. Когда вы почувствуете себя более уверенно, отправляйтесь делать рисунки и писать картины на пленэр. Сде¬лайте несколько эскизов, затем заканчивайте их разными акварельными краска¬ми — сначала их должно быть не очень много. Работая над пейзажем, уделяйте особое внимание воздушной перспективе, не забывайте, что передний план вы¬писывается четкими мазками, а по мере удаления краски несколько теряют яр¬кость и интенсивность — это и передает ощущение удаленного расстояния. Ста¬райтесь не накладывать повторных мазков, особенно если вы работаете алла при¬ма. Надо тщательно продумать последовательность письма перед тем, как при¬ступать к наложению красок. Я бы советовал предварительно испробовать крас¬ки на небольшом листке бумаги — именно таким образом вы сможете подобрать именно тот тон, который вам нужен. Посмотрите на рисунок, и мы еще раз поговорим о по¬следовательности работы над акварелью. Сначала художник выбирает объект работы (это может быть натюрморт, пей¬заж, человек). Далее его следует тщательнейшим образом изучить и представить мысленно. Затем художник выполняет предварительные наброски либо каранда¬шом, либо пером. Лишь имея абсолютно четкие представления об объекте, мож¬но переходить к выполнению рисунка акварелью. Не забывайте о том, что в ос¬нове успешного эскиза и работы в целом лежит удачно сделанный рисунок. Желательно сначала выполнить рисунок и только потом смочить бумагу. Это делается кисточкой с водой, или плоской кистью, или мягкой губкой. Затем бу¬мага должна немного подсохнуть, в противном случае краски будут расплывать¬ся. Для ускорения процесса влажную бумагу можно промокнуть. Краски, мы об этом уже говорили, можно накладывать сразу или послойно. В последнем случае свежий мазок накладывается на предыдущий, но — обязательное условие — он должен подсохнуть. Мазки накладываем до получения желаемого оттенка. К при¬меру, художник работает над изображением деревьев, зданий или скал. Сначала он накладывает фоновые краски, при этом наиболее освещенные места оста¬ются незакрашенными (т.е. бумага остается белой). Затем рисунок подсыхает, бумага смачивается, промокается адсорбирующей бумагой, накладывается но¬вый слой на самые темные места рисунка. Это делается несколько раз. Если рисунок выполняется в манере алла прима, краски накладываются сразу — сна¬чала самые темные тона (при необходимости их можно разбавить светлыми крас¬ками с большим процентом воды). Предыдущий слой должен подсохнуть, а то краски могут «поплыть». Некоторые художники оставляют между мазками небольшие интервалы, которые позже покрываются аналогичной краской или остаются незакрашенными. Благодаря этому картина получается более светлой, динамичной. По мере высыхания акварельные краски несколько изменяют тон, снижают свою интенсивность, это необходимо учитывать, особенно при работе в манере алла прима. Вопрос сочетаемости красок всегда представляет сложность для начинающе¬го художника. Как его решать? Прежде всего тренироваться, набивать руку. Во второй части этого пособия подробно говорится о красках и их сочетаемости. Существует еще один вопрос, который довольно сложен для начинающего художника. С чего начинать работу? Например, при написании пейзажа с чего начинать? С изображения неба, земли, деревьев, домов или чего-либо еще? Об¬щего правила на этот счет нет. Прежде чем приступить к написанию картины, художник должен не только изучить модель, объект — имеется в виду форма, ли¬нии, светотеневые отношения, но также и цветовые выражения — то есть опре¬делить доминирующие цвета. Именно на этой основе художник будет составлять цветовую гамму, краски. Анализируя натуру, мы должны четко представлять се¬бе, какие цвета превалируют — холодные или теплые. Например, серый или го¬лубой, фиолетовый или зеленовато-голубой, или, напротив, желтый, красный, оранжевый и теплые тона зеленого. Работа художника, будь то пейзаж, натюр¬морт или человек, должна отражать интонацию, атмосферу действительности. Начинайте работу с наложения превалирующих тонов — пусть вас не смущает сильный контраст между первым мазком и белизной бумаги. Вначале можно ис¬пользовать очень жидкие краски, позже вы закрепите их. Некоторые художники предпочитают работать полумазками, именно таким образом они пишут картину, а затем затеняют теневые места. Другие, наоборот, быстрыми четкими мазка¬ми накладывают на влажную бумагу наиболее темные краски, затем намечают полутона, затем светлоту. Для обозначения наиболее освещенных мест они оста¬вляют бумагу незакрашенной. Они могут накладывать новый мазок на еще влаж¬ный предыдущий — и это придает работе определенное своеобразие. Но этому следует учиться и учиться.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Для того чтобы переходы тонов получились удачными, достаточно намочить бу¬магу, дать ей немного подсохнуть и на еще влажную наложить фоновую краску (жидкую). Затем подсушить и, начиная с верхней части картины (где будет свет¬лая часть изображения), провести горизонтальный мазок кистью, обмакнув ее в чистую воду. Затем надо наносить все более темные мазки, т.е. градация интен¬сивности цвета будет нарастать постепенно. Действуя таким методом, можно удачно изобразить ясные небеса или стоячую воду. Когда вы выписываете небо, надо начинать с горизонта — наиболее светлой части, т.е. работа ведется с ниж¬ней части неба к верхней. Если вы хотите запечатлеть небо с двигающимися облаками самой разнооб¬разной формы, начните с контурного рисунка. Затем обозначьте тени, затемнен¬ные места, плавно переходящие в более светлые. Для этого обмакните кисть в во¬ду. Максимальную светлоту может передавать незакрашенная белая бумага. Перед тем как приступить к изображению моря, озера или водопада, следу¬ет тщательнейшим образом проанализировать живые краски природы, поста¬раться запомнить малейшие оттенки — это необходимо для дальнейшей рабо¬ты с палитрой. Небо и вода очень изменчивы, работая над их изображением, сложно «остановить мгновение». Хочу посоветовать художникам внимательно всматриваться в натуру и упорно работать с палитрой, добиваясь успешных ре¬зультатов. Хорошо получаются акварельные изображения местности, деревьев, зданий, холмов и гор, особенно расположенных вдали. При этом огромна роль освеще¬ния либо утреннего, либо дневного, либо сумеречного. Пожалуй, этот момент до-минирует — освещение может быть голубым, фиолетовым, желтым, оранжевым, розовым или красным. Оно, можно сказать, окрашивает сам пейзаж. Деревья, также как и травы вдоль обочины дороги или луговые, необязатель¬но будут зеленого цвета. Зеленый может трансформироваться в голубой, фиоле¬товый, желтый, оранжевый, красный, в цвет ржавчины или в теплые и холодные тона коричневого. Хочу еще раз подчеркнуть необходимость внимательного изу¬чения цветовой гаммы натуры. Хотелось бы посоветовать начинающему художнику при работе над изобра¬жением листвы деревьев использовать в качестве фоновых ненасыщенные, силь¬но разбавленные водой краски. Самые освещенные места вообще не закраши¬вать. По мере высыхания краски бумагу следует смачивать. Тени надо намечать более темными тонами краски. Части ствола и ветви, находящиеся на переднем плане, надо выписывать очень четко, краски должны быть более яркие. Соответ¬ственно по мере удаления интенсивность красок уменьшается — таким образом передается воздушная перспектива. Работая над изображением человека, сначала нужно сделать аккуратный рисунок мягким карандашом. Затем, наложив фоновую краску (светло-розо¬вую, телесную), обозначить тени и светлые места. Для изображения светлых ча¬стей тела, лица можно рекомендовать следующие краски: киноварь, желтую охру, натуральную тердисиену, кармин. Для находящихся в тени частей хорошо подхо¬дят сепия, лаки, синий ультрамарин и синий кобальт, коричневая и обожженная тердисиена. Если вы хотите изобразить цветы, выполните рисунок в аналогичной цвето¬вой гамме. Самые освещенные места не закрашивайте. Самые темные краски на¬кладывайте на теневые части работы. По такому же принципу работайте над изо-бражением листьев и стеблей.


 

Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.


Изготовим изделия по вашему заказу

©2008-2018, www.art-molbert.ru
Яндекс.Метрика